Этика журналиста

0
30
этика

Данная профессия возлагает на представителей определенную ответственность: сейчас журналист – публичное лицо, орган четвертой власти, который отвечает не только перед редакцией, но и перед обществом. Журналистская этика призвана регулировать отношения специалиста и той информации, которую он придает огласке.

Функций у профессиональной этики несколько:

  • своеобразный кодекс чести позволяет разделить существующих журналистов на разные группы: тех, кто придерживается правил и людей, пренебрегающих ими;
  • этика предотвращает засорение медиапространства выдуманными или уничтожающими инфоповодами;
  • нужна, чтобы избежать дискриминаций по половому, религиозному, медицинскому признаку.

Эти функции, казалось бы, напрямую противоречат постулату про свободу слова и независимость СМИ. Но этика и цензура не тождественны: если цензура идет извне и носит обязательный характер, то этика – внутренний способ регуляции, которым могут пренебрегать. Образ журналиста и его этика формируются запросами общества и личной моралью.

Правила журналистской этики

К общим правилам относят:

  • служение обществу, а не хозяину;
  • уважение к личной жизни;
  • презумпция невиновности;
  • запрещено фабриковать данные опросов;
  • не прибегают к незаконным способам получить информацию;
  • человек имеет право отказаться от общения со СМИ;
  • при распространении неправдивой информации сделать все возможное для ее опровержения.

Этот свод правил – условный кодекс чести журналиста. Его отрицают представители гонзо и новой школы, считая их серьезным ограничением деятельности. На съезде в Праге в 1983 г, в связи с международным и социальным значением журналистики, были приняты принципы профессиональной этики:

  1. Право общества на правдивую информацию.
  2. Уважение к личной жизни и общественным интересам.
  3. Журналист обязан объективно освещать события.
  4. Быть социально ответственным и честным.
  5. Уважать разнообразие культур.
  6. Выступать против войн и бед.
  7. Развивать новый информационный порядок.

После принятия и распространения правил этики в прессе время от времени разоблачают авторов, нарушающих их. Понятен резонанс при публикации недостоверной или полученной незаконным путем информации. Но с учетом этих правил работа папарацци не соответствует кодексу, а арсенал способов журналистского расследования значительно сокращается.

Внимания заслуживает публикация Джанет Кук в далеком 1980 г. про героинового наркомана. История вызвала общественный резонанс, но оказалась выдумкой. Автор нарушила принципы профессиональной этики, но с другой стороны привлекла внимание общества к проблемам детской наркомании.

Другие журналисты считают, что этика переоценена: несмотря на тщательное наблюдение, в СМИ все равно публикуют и озвучивают неправдивую или приукрашенную информацию. При этом крупные медиахолдинги не берут на себя ответственность за нарушение профэтики. Особенно этим грешат медиа СНГ, где отношение к информации и частной жизни еще не успело сформироваться по европейским канонам.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь