Журналистика: история и современность

0
27
журналистика история

Современное понимание термина различается у многих исследователей. И до сегодня история и теория предмета еще разрабатываются теоретиками и практиками. Значение журналистики в современном информационном обществе колоссально, ведь именно эта отрасль обрабатывает и поставляет информацию широкому кругу людей.

История возникновения журналистики

Корнями термин восходит к латинскому языку и значит “ежедневный”, а современное слово связывают с французким journal (дневник). Обе лексемы отражают главную сущность явления: ежедневность.

Еще в Древней Греции существовали глашатаи, провозглашавшие речи на центральных площадях городов о насущных событиях. В Древнем Риме по приказу Цезаря выдавали первые дайджесты про решения сената тиражом 10 тыс., переписывали вручную 300 рабов.

Прототип журналистики был в Древнем Китае, примерно в то же время, что и в Риме, но распространение независимой журналистики началось лишь в XIX веке. В эпоху Средневековья распространялись индульгенции и приписки преимущественно религиозного характера. Много значило для развития культуры изобретение печатного станка и массовое производство печатной продукции. Во многих европейских странах дело развивалось на волне национально-освободительных движений.

Теория журналистики

Сейчас развитие теории вынуждено изменением самого явления. Сегодня СМИ носят коммерческий характер, изменилась вертикаль медиа, появились новые формы: фриланс и внередакционная журналистика. Оказывают на инфосферу процессы глобализации и объединение восточных и западных медиапространств. В систему включены:

  • учредитель;
  • руководящие органы;
  • журналисты;
  • тексты;
  • социальные институты;
  • каналы;
  • массовая аудитория;
  • действительность.

Хотя понятия журналистика и СМИ не тождественны, их используют как синонимы. В научном понимании последние лишь “упаковывают” и распространяют медиатексты. К ним также относят кино, музыку и рекламу.

Функции журналистики

В 1975 г. Союзом были выделены такие задачи журналистики:

  1. Информационная. Объективно освещать события, чтобы общество могло сформулировать свою позицию. Народные избранники в свою очередь должны получать достоверную информацию о мнении народа.
  2. Комментирующая. Высказывать мнение общества либо организации или социального института.
  3. Контрольная. Проверять и контролировать работу власти, поставщиков услуг, монополистов.
  4. Связующая. Обеспечить диалог между властью, организациями и обществом.

Некоторые параметры спорны. С развитием развлекательной отрасли медиа можно добавить развлекательную функцию.

Современная журналистика

Главная особенность новых медиа – независимость и разнообразие форм. В отрасли появились профессии: гражданский журналист, международник, блогер, копирайтер. Новые направления: гонзо, социальная и дата-журналистика. Последняя предполагает создание баз данных после обработки значительного количества источников информации.

Интернет сделал доступным большой охват аудитории, многие печатные издания выпускают электронные версии. Виртуальная журналистика испытывает меньшее давление со стороны властей и оперативно оповещает общественность. Но обратная сторона медали именно в множестве каналов информации. Современного человека атакуют отовсюду: ТВ, Интернет, радио, печатные издания, порой некачественным контентом. В погоне за рейтингами и популярностью СМИ нарушают профессиональную этику и законы отрасли, значительно снижая престиж специальности и подрывая доверие общества к медиа.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь