Виды журналистики

0
9366
направления журналистики

С развитием технологий информационная сфера развилась в нескольких направлениях: фото, радио, телевидение, интернет. Последняя отрасль – самая молодая. Каждая живет по собственным законам и правилам. Часто виды дополняют друг друга: печатные новости фотоотчетами, телевизионные каналы распространяют контент на интернет-площадках, создаются виртуальные радиостанции.

Направления и сферы журналистики

Традиционная сфера – периодическая печать. Появилась после изобретения печатных машин, но достоянием общественности стала с удешевлением печатной продукции. Ранее были распространены рукописные газеты и журналы, но по карману были только интеллигенции.

Сегодня, несмотря на опасения, интернет не заменил ТВ и печатные СМИ. Пользуются спросом новостные, развлекательные и специальные издания. Они следят за качеством подачи информации, ее достоверностью, работают над дизайном и рекламой. Самые известные газеты и журналы в мире:

  • New York Times;
  • Forbes;
  • Cosmopolitan;
  • Daily Telegraph.

Фотожурналистика использует для выражения искусство фото. Представитель этой сферы может стать известным всему миру, не зная других языков, ведь информация понятна через визуал. Многие работы концептуальны или злободневны. Работы этого жанра отличаются выверенностью композиции, выбором моделей и значимостью постобработки. В фотожурналистике разрешены:

  • кадрирование;
  • цветокоррекция;
  • настройки резкости.

Другие манипуляции, включая ретушь кожи, перемещение предметов, удаление пятен нарушают этику. В одной фотографии может быть передана целая история с неограниченным спектром эмоций.

В работе штатного журналиста важна моральная сторона: часто публикуют фото с мест аварий или бедствий. В таком случае важно не перейти грань между искусством и жестоким натурализмом. В репортажной фотожурналистике нужно передать на фото все ключевые моменты или детали мероприятия. Известные американские фотожурналисты: Уильям Смит, Эдди Адамс, Джеймс Нахтвей.
Вторая по возрасту отрасль – радиожурналистика. Долгое время была единственной альтернативой печатным газетам и журналам. Сейчас активно развивается: созданы станции по различным интересам, радиоэфир разбавляют музыкой и интервью. В работе радиожурналиста важны хорошая дикция, правильная речь, умение заинтересовывать зрителя, навыки работы в прямом эфире.

Тележурналистика конкурирует с интернетом. Более популярно телевидение среди представителей старшего поколения, не умеющего пользоваться сетью. Особенность ТВ – возможность получать прибыль за рекламу, а из-за охвата аудитории она в разы выше чем в газетах или на радио. Поэтому сетка вещания в прайм-тайм наполнена передачами, которые заинтересуют зрителя: новости, ток-шоу, развлекательные передачи. Увы, не всегда для учредителей ТВ-канала приоритетным является качество продукта. Из-за разных форматов работа тележурналиста может отличаться: в документальных и научных проектах важны специальные знания, умение подавать факты, в развлекательных – эпатаж, захват внимания и высокие рейтинги, в новостных – оперативность и доступность.

В сфере работают не только ведущие, но и редакторы, сценаристы, специалисты по пиару и рекламе. От их навыков часто зависит успех проекта. За рубежом формат работы ведущего и (или) редактора другой: они обычно не привязаны к одному каналу в отличие от СНГ журналистов.

Интернет-журналистика понимается в узком и широком смысле. В первой трактовке к виртуальным СМИ относят новостные порталы, любительские передачи и радиостанции. Создание контента не требует специального оборудования и большой команды. Исключение – крупные новостные порталы. Интернет СМИ захватывают значительную часть аудитории, преимущественно молодежную.
Многие относят к сфере и блогинг, считая авторов журналистами. Разница между блогом и интернет-журналистикой в высокой степени персонализированности первого. Отличительные черты интернет-изданий:

  • ограниченная правовая сфера;
  • доступность;
  • большой территориальный охват;
  • децентрализованность.

Блогинг или гражданская журналистика не сможет вытеснить виртуальные порталы. У него есть свои плюсы и минусы. Среди достоинств – интерактивность и отклик аудитории, общение автора и читателя (зрителя). Также доступ в определенные регионы как частным лицам. А минусы в ограниченных правах (невозможно попасть на закрытые мероприятия), риск производства неправдивой информации, отсутствие контроля за качеством материала. Часто блогинг сравнивают с гонзо-журналистикой, но это не синонимичные понятия. Интернет-издания и блоги дополняют друг друга, создавая уникальное и полное информационное пространство с традиционными СМИ.