Истоками, напоминающими работу современной информационной сферы, считают древние летописи. А первая “настоящая” печать началась с начала XVIII века. Со временем выделились жанры и поджанры.
Кратко про жанры журналистики
В основе любого вида лежит факт. Это понятие ведущее в сфере. Без него не бывает и информационных поводов, и личностных оценок. В журналистике факт понимают широко, а не только как определенное событие. Задача жанров современной журналистики – информировать читателя.
Границы между видами размыты. Выделяют и переходные виды, и жанр с вкраплениями другого. Это делает подачу фактов интересным и разнообразным, что больше привлекает читателя или зрителя.
Газетные жанры журналистики стали основой для развития других подвидов, потому что первой появилась именно письменность. Первый вид – заметка – эволюционировал и развился до зарисовок, очерков, репортажей. Затем при работе с фактом стало появляться авторское суждение – так возникает комментарий, обзор. Отдельные авторы уделяли внимание острым социальным проблемам, раскрывали недостатки власти или общества в фельетонах. Последний жанр постепенно отжил свое, и сегодня заменяется острой сатирой. Все газетные виды подачи традиционно делят на информационные и аналитические.
Информационные жанры журналистики
В основе подвида лежит работа с фактом, предусматривающая сбор информации, ее обработку и систематизацию. Сюда относят:
- заметку;
- репортаж;
- очерк;
- интервью;
- отчет.
- Заметка
Ее главные особенности – смысловая нагрузка и краткость. Сообщает об одном или нескольких значимых для читателя фактов. В науке считается, что заметка должна исчерпывающе и достоверно отвечать на вопросы что? где? когда? Не рассматриваются причины или последствия события. Бывает:
- хроникальная – коротко сообщает о факте;
- короткая – дает более развернутую информацию, нередко имеет заголовок;
- расширенная – пытается рассмотреть причины и последствия факта, находится на пересечении собственно заметки и очерка.
Репортаж
Это сообщение журналиста о факте или событии, свидетелем которого он был. От заметки или отчета отличается эмоциональностью и эффектом присутствия. Без этих двух составляющих жанр невозможен.
Также для него важна оперативность и динамичность. Освещают только актуальные события. Выделяют такие черты жанра:
Развивается во времени и делится на этапы.
- Яркий эмоциональный фон.
- Обязательное авторское “я”.
- Репортажное “настоящее” с репликами и эффектом “здесь и сейчас”.
- Быстрый ритм.
- Законченность события.
- Работа с деталями.
Очерк
Больше литературный жанр. Может быть основан не на информационном факте, а на субъективных переживаниях автора. Похож с зарисовкой – часто не имеет сюжета, а ведущей является деталь, которая вызывает эмоции и ассоциации. Бывает пейзажный, портретный, предметный очерк.
Интервью
В основе – беседа с интересным человеком или группой людей. Это своеобразный сбор информации, требующий креативного и профессионального подхода. Может быть информационное интервью, посвященное специальным вопросам. Но самое интересное – общение про актуальные события, жизненную позицию или род занятий с известными людьми. Последний подвид – один из самых сложных.
Задача интервьюера – раскрыть личность, заставить человека забыть о записи и добиться искренности, получить ранее неизвестные факты или оценки.
К проведению интервью следует подготовиться: изучить информацию про объект, правильно построить вопросы, продумать структуру общения, использовать психологические приемы расположения. Но в погоне за сенсациями не нужно забывать про этику – любое интервью обязательно проходит визирование: готовый материал отправляют на согласование.
Аналитические жанры журналистики
Для них характерна обработка полученной информации, построение журналистом определенных выводов. В работе с аналитическими жанрами важно соблюдать логичность и емкость мысли.
Статья
Развернутый материал про факт, событие или ситуацию. Его требуется раскрыть максимально полно, от истоков до окончания, назвать причины и последствия события, привести все достоверные факты, упомянуть важные детали. Журналист обычно работает с большим количеством материала, поэтому у жанра значительный объем. Выделяют виды статьи:
- информационные;
- проблемно-аналитические;
- теоретические;
- публицистические.
В публицистике поджанры появляются и исчезают, потому что она мобильна и должна удовлетворять потребности читателя. Так, во времена перестройки исчезла передовая статья.
Обзор
Краткий или развернутый информационный жанр, раскрывающий особенности ситуации или предмета. Журналисту необходимы упомянуть все плюсы и минусы, но воздержаться от категоричных выводов. Делают обзоры на потребительские товары, услуги, на заведения питания, технику.
Рейтинг
Относительно новый поджанр, популярен в развлекательных изданиях. Основан на предыдущем, только расширен авторскими выводами. Они частично субъективны, но присутствуют. Журналист высказывает мнение о предмете рейтинга, изучает плюсы и минусы представленных объектов и создает список или топ рекомендуемых читателю. Нужны емкость, легкость и информативность.
Рейтинг может касаться к примеру кулинарной тематики. Обзоры ресторанов, кафе, баров. Службы доставки ? Почему бы и нет ! Вбиваете в гугл “вкусный шашлык заказать» и делаете рейтинг популярных служб доставки в вашем городе !
Публицистические жанры журналистики
К этому типу относят гибридные виды: фельетон, памфлет, пародия, очерк (зарисовка), эссе, пародия, эпиграмма.
Эссе – непринужденная беседа с читателем, где автор выявляет свое отношение про объект. Отличительная черта – авторский стиль изложения, отличающийся от каноничного информационного. Эссе вобрало в себя другие жанры, поэтому требует высокого профессионализма. Предметом повествования может быть литература, искусство, философия, наука, история, актуальные события, вызвавшие резонанс.
Про очерк уже упоминалось выше. Многие относят его к художественно-публицистическим жанрам, учитывая большое внимание к деталям и узкую проблематику. Очерк и зарисовку иногда употребляют как синонимы.